Ближайшие события
На главнуюНовости

Неделя культуры — 2019 (6+)

30 Сентября 2019
С 23 по 27 сентября в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д. С. Лихачёва состоялась двадцать вторая Неделя культуры. Она была посвящена Году театра в России и 145-летию со дня рождения академика Н. К. Рериха.

В первый день Недели культуры состоялась презентация выставки фотографий «Театральная архитектура Новокузнецка: история и современность» из фондов Музея-заповедника «Кузнецка крепость». Научный сотрудник музея Татьяна Владимировна Буркова представила старшеклассникам школы № 94 историю создания в 1931 году первого в городе Театра Металлургов, проект здания которого был создан за одну ночь архитекторами Г. Козелем, Г. П. Шкрядо и конструктором Г. Аппаком. Здание театра в стиле конструктивизма с залом на 800 мест и первой в Кузбассе вращающейся сценой выросло на месте болота в рекордные сроки — за 200 дней.

В 1963 году труппа переехала в новое здание Новокузнецкого драматического театра, выстроенное в неоклассическом стиле. Колоннада, барельефы, панно и росписи украшают величественное здание, увенчанное скульптурой музы Мельпомены на фронтоне, со зрительным залом на 1000 мест.
Вниманию молодёжи также была представлена выставка журнальных статей «Новокузнецк театральный», подготовленная библиографом библиотеки им. Д. С. Лихачёва Н. В. Скоробогатовой, которая органично дополнила экспозицию.
Ребята были благодарны Татьяне Владимировне за знакомство с особенностями двух исторических архитектурных построек города, вошедших в список объектов культурного наследия регионального значения.

Второй день Недели культуры был посвящён искусству танца. Балетмейстер Театра пластики и танца «Образ» Центра культуры и театрального искусства Анастасия Михайловна Пахтусова провела для учащихся гимназии № 32 и школы № 13 две встречи под названием «Танец без границ».
Из рассказа Анастасии Михайловны ребята начальных и старших классов узнали, что профессия балетмейстера непосредственно связана с театром. По сути — это театральный хореограф, создатель танцевального зрелища как гармоничного целого. Для балетмейстера танец, пластика — это целая вселенная, где каждый может индивидуально проявить себя.
Являясь руководителем коллективов Театра пластики и танца «Пластилин» для детей 7 — 11 лет и «Образ» для подростков 12 — 17 лет, А. М. Пахтусова осуществила целый ряд постановок, фрагменты из которых были продемонстрированы в видеозаписи на экране. Среди них спектакль «Ожившие картинки», где ребята с помощью пластики «оживили» фортепианную пьесу «Гном» композитора Модеста Мусоргского из цикла «Картинки с выставки», скульптурную группу на сюжет древнегреческой мифологии Дионис и Афродита, борьбу чёрных и белых фигур в шахматной игре. «Работа с детьми — это всегда творческий взаимообмен и взаимообогащение», — отметила Анастасия Михайловна и пригласила ребят стать участниками её коллективов.

В общении с балетмейстером дети смогли лучше понять роль творческого процесса для внутреннего раскрепощения и развития личности.
Профессия театрального режиссёра достаточно молода. Она появилась в России в 1898 году с открытием Московского Художественного театра. Об этом старшеклассники школы № 94 узнали, побывав на творческой лаборатории режиссёра-постановщика театральных студий Театра артиста Ольги Владимировны Колесник. Встреча состоялось в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д. С. Лихачёва 25 сентября.
Ольга Владимировна поставила со студийцами два спектакля «Улыбка судьбы» по пьесе известных психологов и публицистов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой и «Дураки» по пьесе Нила Саймона. За последнюю комедийную постановку юные актёры получили гран-при Всероссийского конкурса детских любительских театральных коллективов «Дети играют для детей» федерации фестивалей «Роза ветров», а также гран-при Международного конкурса-фестиваля «Планета талантов».
По словам О. В. Колесник, прежде чем добиться таких результатов, нужно было много трудиться. Ведь современные дети нуждаются во внутреннем раскрепощении, обретении чувства свободы на сцене и в жизни, они должны учиться умению работать в команде. В лаборатории режиссёра есть немало заданий и упражнений для достижения этих качеств.
Во время встречи ребята задали много вопросов, посмотрели фрагмент видеозаписи одного из спектаклей, делились своим пониманием творческого процесса на сцене. Многие выразили желание заниматься в театральной студии, чтобы лучше понять самого себя и проявить свои таланты.
«Театр, который больше жизни» — под таким названием прошла творческая встреча-интервью с молодой актрисой Новокузнецкого драматического театра Екатериной Пономарёвой 26 сентября.

В качестве интервьюеров выступили старшеклассники школ № 65 и № 107. Молодёжь интересовали самые разные вопросы, — какие качества необходимы, чтобы стать актёром, при каких условиях актёр может отказаться от роли, каковы особенности актёрской работы в театре и другие. Отвечая ребятам, Екатерина Евгеньевна пояснила, что актёрская профессия очень сложна. Она предполагает постоянное самоусовершенствование, внутреннюю стойкость и упорство, чтобы идти вперёд. Труд должен быть постоянным. Потому, чтобы оставаться в театре, его нужно очень любить…
Театр — это отражение жизни. Он постоянно меняется. Его можно назвать большой лупой, которая укрупняет и делает более выпуклым, заметным те или иные проявления современности. Театр наших дней полон экспериментов, но основные моменты работы актёра в нём остаются неизменными. Ребята в общении с актрисой пришли к выводу, что актёр для успешной работы над ролью должен уметь перевоплощаться, импровизировать, обладать харизмой, быть увлечённым, уметь владеть своими эмоциями, телом, мыслью.
В заключение встречи Екатерина Евгеньевна прочла стихотворение Бориса Пастернака, в котором есть такие строки:

«Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.



Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженье от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца».

Завершилась Неделя культуры арт-встречей «Театральный мир Николая Рериха», посвящённой 145-летию со дня рождения художника. Ее провела для старшеклассников школы № 65 руководитель Народного музея семьи Рерихов библиотеки им. Д. С. Лихачёва Е. С. Кулакова.
Елена Станиславовна представила вниманию ребят театрально-декорационное искусство известного русского художника для оперных, балетных и драматических постановок, выполненных в 1905 — 1944 годах по заказу прославленных театров Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго и Филадельфии. Декорации и костюмы, созданные Н. К. Рерихом для опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Псковитянка», А. П. Бородина «Князь Игорь», Р. Вагнера «Тристан и Изольда», вошли в золотой фонд театрально-декорационного искусства начала ХХ века, когда впервые на сцену пришли живописцы-станковисты и в полный голос заявили о самоценности этого вида изобразительного искусства.
Балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, возрождающий космическое мироощущение славян, занимает значительное место в творческой биографии Рериха. Он принимал участие в его создании и как либреттист, и как театральный художник. «Я счастлив, — признавался Стравинский, — что в господине Нижинском я нашёл идеального пластического сотрудника, а в господине Рерихе — создателя красочной атмосферы моего сокровеннейшего произведения». Постановка балета 1913 года для пятого русского сезона в Париже вошла в историю как лучшая из всех, осуществлённых за последующие семь десятилетий.

Старшеклассники познакомились и с эскизами декораций и костюмов Рериха к драматической постановке по поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Московского Художественного театра, осуществлённой в 1911 году.
Видеофрагменты записей опер и балета с использованием декораций и костюмов, созданных Н. К. Рерихом в эскизах, органично дополнили арт-встречу с театральным творчеством художника.

Неделя культуры в библиотеке им. Д. С. Лихачёва стала настоящим праздником театрального искусства во всём его многообразии.